Как избавиться от комплекса «несостоявшейся мечты»

Интервью с преподавателем курса «Ландшафтный дизайн» Карякиной Т.В.

Хованская Любовь Антоновна- архитектор, куратор программы "Дизайн интерьера", заслуженный учитель РФ.

Многие из нас время от времени сетуют: «Была у меня с детства мечта - стать балериной. Или актрисой, журналистом, архитектором, дизайнером, художником... Но, увы, не сложилось, не получилось…»

Всем известно, что к творческой специальности, безусловно, необходимо иметь способности. Определим и ограничим сферу творчества: архитектура и дизайн. Прежде всего, у человека должны быть способности к изобразительным видам искусства. Как и кто определяет их наличие? Прежде всего, школа. В большинстве школ условные занятия изобразительным искусством (хорошо, если есть кружки и там преподают специалисты). Существуют разного уровня художественные и профессиональные школы и средне-специальные учебные заведения, и, предел мечтаний, Архитектурный институт или архитектурные факультеты институтов художественного и строительного профиля.

И вам повезло, если вы живете в таких больших городах, или ваши родители смогли найти возможность вас снарядить для поступления в институт или колледж, в столицу или другие города, где учат тому, о чем грезится, а если нет, прощай мечты.

На вступительных испытаниях в престижные творческие учебные заведения, с огромным конкурсом, в первую очередь необходимо сдать профильные экзамены на максимально высокие баллы. Это почти нереально. Успех обеспечивается многими условиями…

Может быть вынесен приговор: «годен» или «негоден» служить творчеству. «Негоден», дверь перед носом захлопывается! А как же призвание, мечта!? Приговор не окончательный - можно еще и еще раз пробовать пробиться в мир мечты, но не у всех есть такая возможность. Жизнь вносит свои коррективы: не хватило уверенности в себе и своих способностях; силы воли и настойчивости; вмешались родители с полной уверенностью, что знают из опыта своей жизни? что лучше и надежнее - «синица в руке, чем журавль в небе»; началась семейная жизнь и т.д. В душе остается тихая тоска о несбывшейся мечте.

Выросло поколение людей, неудовлетворенных своей специальностью, а, следовательно, своей жизнью. Это связано с тем, что время их профессионального определения и становления совпало с перестроечным или началом постперестроечного периода в нашем обществе, когда приходилось выбирать востребованные на тот период специальности, так как надо было выживать, и никакой уверенности в стабильности жизни в будущем.

Жизнь шла своим чередом, (у человека постепенно формировался комплекс неудовлетворенности), но подсознание нашептывало, что ты достоин другого, у человека закреплялась мысль «это не про меня», что потом? В лучшем случае, человек свыкается с мыслью «менять, что-либо поздно». Кто-то не может смириться и идет наперекор судьбе в поиске своего нового направления в жизни, что бы реализовать свою мечту.

Как правильно поступить? Каким путем пойти человеку, который, уже имея образование и специальность, имеет, например, хобби в виде «дизайнерских открытий», вполне возможно, удачных, при выполнении домашнего ремонта, но хочет перейти от дилетантства к профессионализму? Образованный человек понимает, что без получения профессиональных знаний в дизайне его серьезная работа не возможна. Что может предложить ему наша система образования? Вернуться к исходной точке и начать все сначала, пытаться, спустя годы, готовиться и поступать в институт, и, в случае успеха (в том числе успешного решения экономического вопроса), садиться на учебную скамью на 5 - 6 лет!? Для большинства такой шаг не реален.

Мы поставили перед собой задачу предоставить возможность человеку любого возраста и профессии снова сесть «за парту», чтобы он мог избавиться от навязчивой идеи нереализованности в творчестве, войти в прекрасный мир творчества, где ему и предстоит разобраться в своих желаниях и возможностях, а может быть, и расстаться со своими необоснованными иллюзиями.

Мы – это Современная школа дизайна. Несколько лет тому назад перед организаторами встала дилемма создания учебной структуры, состоящей из нескольких уровней образовательного процесса, оснащенного методикой, позволяющей, с одной стороны, сократить время обучения до одного – двух лет, с другой – предоставить студентам возможность освоить основы профессии дизайнера и начать квалифицированную работу в этой сфере деятельности.

Были проанализированы положительные и отрицательные стороны существующих аналогичных учебных структур, сделаны определенные выводы. Сделан главный вывод о необходимости абсолютной честности и открытости перед будущими студентами. Правда в том, что мы никого не обольщаем обещаниями в духе: «наше образование тождественно шестилетнему обучению специальности архитектора». Мы честно определяем область профессиональной деятельности и уровень квалификации будущего специалиста в таких направлениях, как дизайн интерьера, ландшафтный дизайн, графический дизайн. Профессиональные основы, получаемые нашими студентами, являются основательной базой как для практической работы, так и для дальнейшего повышения своего профессионального уровня.

Современная школа дизайна – это коллектив высококвалифицированных специалистов: архитекторов и дизайнеров, художников, искусствоведов, инженеров, экономистов, имеющих большой стаж и опыт практической и преподавательской работы, создавших авторские методики и специализированные программы. К учебному процессу также привлекаются преуспевающие практики, которые проводят в школе мастер-классы.

Система обучения в «Современной школе дизайна» базируется на эксклюзивных методиках, созданных и постоянно совершенствующихся в течение многих лет преподавания этих специальностей в специализированных учебных учреждениях.

Одной из ведущих является авторская методика «Паззл», по которой в «Современной школе дизайна» ведется обучение на курсах «Дизайн интерьера» и «Дизайн среды. Загородный дом» Чем отличается эта методика от остальных?

Методика «Паззл» - система полной взаимозависимости всех ее элементов и их подчинения целому, с одной стороны, и с другой - невозможности существования этой общности хотя бы без одного ее элементов. Почему « Паззл»? Для того чтобы за ограниченное время получить достаточный объем знаний и навыков для работы в определенной профессиональной нише, возникла необходимость составления такой структуры методики обучения, в которой образовательные элементы находятся в параллельно-последовательной зависимости между собой. Нет связи - нет целостности объема, картины профессии, в данном случае - дизайнера интерьера. Конкретнее: знания, полученные при изучении одной дисциплины, тут же используются при изучении следующей, как в теоретической, так и в практической ее составляющих. Решения творческих задач, вытекают из решений предыдущих, что требует от студентов осознанной дисциплины в части последовательности выполнения заданий. Каждый час в общем количестве часов представляет собой четко выверенную единицу объема учебного времени и информационного содержания. Данная методика имеет истоки традиционной архитектурной школы, что позволяет нашим студентам решать реальные архитектурно- дизайнерские задачи, найти свое место в соответствующей сфере творческой деятельности, а так же успешно продолжить свое обучение в области архитектуры, дизайна и строительства.

Кто у нас обучается? К нам приходят учиться люди различных специальностей (юристы, экономисты, актеры, преподаватели, бывшие военнослужащие); из разных возрастных групп.

За время обучения, а точнее проникновения в другой мир – мир творчества со своим «языком», общения с людьми творческой сферы деятельности, кроме продвижения в обучении, с нашими студентами происходят различного рода метаморфозы: меняются имиджи и, даже манеры поведения, повышается авторитет в семье, приобретаются новые коллеги и друзья.

Нашим преподавателям-специалистам удается не только обучить студентов профессии, но и помочь им открыть в себе и проявить творческие способности к дизайну, а в ряде случаев и изменить свое мировоззрение, сложившееся под влиянием ранее приобретенного жизненного опыта и отказаться от стереотипов профессионального сложившегося у них профессионального мышления.

Цикл обучения завершается подготовкой и открытой защитой дипломного проекта – как результата совместного большого творческого труда преподавателей и студентов, знаменующего окончание процесса обучения и достижения заветной мечты.

Защита дипломной работы осуществляется перед квалифицированной комиссией, с участием известных и заслуженных ведущих специалистов в области архитектуры и дизайна. Успешная защита - и есть главное ощущение победы над собой на данном жизненном этапе и уверенности в том, что мечты сбываются.

Мы выполняем главную задачу - открываем двери в мир творчества нашим выпускникам, а дальше каждый ищет свой путь.

Наша уверенность в будущих успехах сегодняшних выпускников «Современной школы дизайна» подкрепляется значительным количеством конкретных положительных примеров их дальнейшей профессиональной работы в новой для них области деятельности.