"Нестандартное образование"

Интервью с преподавателем курса «Ландшафтный дизайн» Карякиной Т.В.


"ОБРАЗ РОССИИ"
май-июнь 2015

НЕСТАНДАРТНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Будущее государства напрямую зависит от состояния системы образования. Сегодня, когда «перекраивается» государственное образование, когда перенимаются и примеряются абсолютно новые для России стандарты обучения, принятые в других странах, вопрос «какое же будущее нас ждет?» стоит особенно остро.

В случае реорганизации официальных образовательных институтов оплотом стабильности могут выступить негосударственные школы. В сфере архитектуры актуальность негосударственного образования можно проследить на примере «Современной школы дизайна».
Появление этой школы — одновременно ответ на запрос общества и потребность ее создателей исправить недостатки государственного образования в сфере дизайна. Запрос общества — это большое количество людей, которые уже получили высшее образование, но разочаровались в выбранной ими когда-то по неопытности или навязанной родителями профессии. Идти получать второе, платное образование в государственный институт — это еще два — четыре года напряженной учебы и большие затраты. А у этих людей уже могут быть семьи, дети, для содержания которых надо работать. Для них предложенные Школой дизайна условия: насыщенная, напряженная программа дизайна за один академический год — это оптимальный режим обучения.
Потребность в создании Современной Школы дизайна появилась у Ольги Цейтлиной и ведущего преподавателя школы Любови Хованской после совместной практической работы на различных объектах. Создавалась ассиметричная картина: архитекторы есть, а дизайнеров, способных довести работу архитекторов «до ума», нет.
Учредитель и директор Современной школы дизайна Ольга Цейтлина, получившая помимо высших экономического и инженерного образований еще и специальность дизайнера в одной из частных школ дизайна, знала, какие пробелы в обучении дизайну есть в частных школах. А Любовь Хованская, выпускница Московского архитектурного института, знала, что в МАрхИ в первую очередь готовят архитекторов, а специалистов, которые владеют тонкостями создания интерьера от психологических аспектов восприятия пространства до решения декоративных, оформительских задач, нет.
Зато в другом государственном институте, из которого тоже выходят дизайнеры интерьера, — Строгановке — готовят скорее декораторов. Они делают тонкие выразительные «декорации», которые украшают интерьер, оформляют его в различной стилистике, но не способны сделать перепланировку, работать с конструкциями. А «совершенный» дизайнер интерьера должен уметь и «стены двигать», разбираясь в несущих и не несущих конструкциях, и пространство при помощи цвета и света менять. Проанализировав все «за» и «против», Любовь Хованская разработала авторскую методику преподавания, в которую вплетены все необходимые для профессии дизайнера дисциплины: понятие о композиции, цветоведение, материаловедение, проектирование, рисунок, живопись, история искусств, работа со специальными компьютерными программами, навыки менеджмента и общения с клиентами.
Школа выпускает не только дизайнеров по интерьерам, но и дизайнеров смежных специальностей: ландшафтных, графических, дизайне-ров по костюмам. Помимо основного курса есть дополнительные, которые помогают углубиться в профессию или приобрести новые навыки в смежных областях. Есть возможность практических занятий в мастерских партнеров Школы дизайна.
Курсовые и дипломные работы слушателей — это реальные проекты частных и общественных интерьеров, разработанные в процессе обучения. На защиту дипломных проектов приглашаются потенциальные работодатели. Устройству выпускников содействует кадровый центр, занимающийся подбором специалистов в области дизайна интерьера и ландшафтного дизайна. Так что сегодня многие выпускники успешно работают в профессии и даже имеют собственные компании.
Внимательный подход к своим ученикам — достоинство частного образования. В условиях конкуренции приходится предлагать не только качественный продукт и наиболее выгодные условия, а еще и дружескую атмосферу, в которой комфортно и студентам, и преподавателям. И, судя по отзывам на форумах, такое неформальное, заинтересованное отношение востребовано и очень ценится людьми. Эта та ниша, которую не сможет и не захочет занимать государственное образовательное учреждение — у государственных ВУЗов своя целевая аудитория.
Казалось бы, раз нет конкуренции с государством — зеленый свет частному образованию. Мало того, поскольку частные школы берут на себя миссию по воспитанию профессиональных кадров, государство должно было бы помочь им — содействовать в снижении ставок на аренду помещения, в выделении средств или хотя бы компенсации затрат на покупку оснащения для учебных кабинетов, методических пособий, оргтехники, программного обеспечения, компьютеров.
Но главное даже не это. Как говорится «не надо нам помогать, лишь бы не мешали». А мешают многочисленные внеочередные пристрастные проверки пожарных, санэпидемнадзора и т. д. Всем кажется, что частный бизнес в образовании — это золотое дно. Может быть, когда-нибудь так и будет, но пока это финансовое ярмо на шее учредителей.
К недостаткам, которые вытекают из достоинств годовой программы об-учения, можно отнести сжатый курс, большую загрузку, необходимость выполнять учебные задания в короткие сроки и заниматься самообразованием. Но все учащиеся сходятся во мнении, что если много работать и за-быть на год о личной жизни, то можно получить стартовое образование. С ним кто-то сможет уже работать, а кто-то продолжить обучение в ВУЗах. В последнем случае государство получит прекрасно подготовленного абитуриента.
ФОТО: «СОВРЕМЕННАЯ ШКОЛА ДИЗАЙНА»