Обучение детей в художественных студиях. Когда, зачем и как!

Обучение детей в художественных студиях. Когда, зачем и как!

Обучение детей в художественных студиях. Когда, зачем и как!

Ведущий преподаватель Детской студии дизайна - Александра Костерева, рассказала нам об особенностях обучения детей разных возрастов, почему важно прививать ребёнку любовь к творчеству с малых лет, важна ли изначальная художественная подготовка и на какие аспекты родителям стоит обратить внимание перед поступлением детей в творческие студии.

1. Как понять стоит ли отдавать ребёнка в художественную студию, и с какого возраста это лучше делать?

Чем раньше, тем лучше. Предугадать какую ребёнок выберет профессию впоследствии очень сложно, т.к. дети непостоянные, а на ранних этапах развития – в младшем школьном возрасте особенно, они ещё сами не знают чего хотят. Исходя из этого, прививать любовь к искусству и творчеству надо как можно раньше - это поможет им в дальнейшем стать всесторонне развитыми образованными людьми, адекватно воспринимать произведения искусства и мир в целом.

Вокруг нас много всего интересного и, в тоже время, шокирующего – ребёнок, который имеет творческую подготовку, легче адаптируется к новому и интерпретирует происходящее, поэтому если у ребёнка есть потребность, его нельзя ограничивать, а надо идти навстречу.

2. Должна ли быть потребность и желание у самого ребёнка в творческом развитии?

Однозначно нельзя сказать – дети все разные, и занятия по творческому развитию детей надо подбирать исходя из особенностей каждого ребёнка. Есть дети открытые, из них прёт творчество и креатив - это не спрячешь, а есть довольно скромные, застенчивые и зажатые - в силу характера или повышенной детской болезненности. Важно наблюдать за ребёнком, поговорить с ним, отвести его на какие-то перфомансы, выставки, причем не обязательно ориентированные на детей, ведь ребёнка может заинтересовать что-то весьма неожиданное и внезапное.

С детками, к которым проявляют много внимания, гораздо легче с одной стороны, с другой стороны – привести застенчивого ребёнка в детскую студию и попробовать никто не мешает, ведь если ребёнку не понравится - он не будет туда ходить, откажется, будет чувствовать себя некомфортно. Родитель сам почувствует это. Спрятать такие вещи невозможно!

Ещё есть одна категория детей – они хотят и просят у родителей «отведи меня туда, я хочу рисовать и т.д.», а родитель смотрит на ребёнка в детском саду, например, где им дают типовые задания и считает, что у ребёнка нет творческого потенциала. Часто это бывает в семьях, где родители никак по своей профессии не связаны с творчеством, дизайном, архитектурой, и им сложно оценить есть ли у ребёнка способности или нет. Родители не понимают, что те или иные мысли, которые ребёнок пытается выразить сейчас, могут вылиться, впоследствии, в целую жизнь! Поэтому если ребёнок просит, в нём есть эта потребность - ему не нужно отказывать, а то потом у него останется нехороший осадок, что ему не разрешили, в него не верят.

3. Насколько важна изначальная художественная подготовка ребёнка перед поступлением в детские творческие студии?

В нашу Школу могут прийти дети, которые не занимались нигде раньше. Бывают такие случаи, что приходят дети с уже наработанной базой, и именно они часто говорят «а мы делали не так, нас учили по-другому». Детям спокойнее делать то, к чему они привыкли, а когда им предлагается подойти с разных сторон к тому или иному вопросу, это может слегка смутить – новая техника, например. Но плюсы здесь тоже есть и немалые – ребёнок будет чувствовать себя более комфортно, т.к. он уже это видел и для него все не в новинку – проявление творчества на бумаге или в макете. Все дети разные! Есть подготовка - хорошо, нет – ничего страшного. Тем более, на определённом этапе, они все уже знают основы. Даже обучение рисованию детей дошкольного возраста не представляет никаких проблем - они, так или иначе, умеют держать в руках карандаш, ручку и, в принципе, этого достаточно для начала. Хотя если нет - для нас и это не проблема.

4. При определении ребёнка в художественную студию, на какие факторы родителям нужно обратить внимание в первую очередь?

Сейчас детских студий очень много. Мне, как родителю, прежде всего, важно территориальное расположение и удобное время. Сейчас дети очень загруженные - школы, секции и т.д. В нашей Детской студии дизайна занятия проходят и в выходные дни, и после школьных уроков, когда ребёнок успевает и отдохнуть, и пообедать.

Важен преподавательский коллектив - в интернете надо всегда смотреть отзывы. Что относительно нашей Школы – мы существуем далеко ни один год, а это говорит о многом. Методики тоже важны. У нас больше внимание направлено на дизайн - есть схема, по которой мы работаем с детьми, и она настолько нетипична и корректируется в зависимости от детей в каждом наборе, от их степени подготовки, возраста – всегда вносятся изменениям. Мы с преподавателями обсуждаем каждую группу отдельно – как нам построить учебный процесс так, чтобы он был интересным, и дисциплины перекликались между собой - важно, чтобы дети могли применять свои навыки и на других предметах. Каждый год мы придумываем что-то новое! Поэтому обучаться могут даже те дети, которые были в прошлом году – мы не будем с ними повторяться, мы одну и ту же тему раскроем с новой стороны. Мы постоянно занимаемся творчеством, и ребёнок здесь не заскучает.

5. В чём главное преимущество обучения в Современной школе дизайна?

Самое главное – с детьми работают практикующие архитекторы, люди которые непосредственно связаны с дизайном. Мы не просто по книжкам и методичкам учим детей, мы пытаемся привить им то, что важно и необходимо для дальнейшей профессии. Если даже он не пойдёт дальше заниматься архитектурой или дизайном, в любом случае, те навыки, которые он получит, даром не пройдут – они отложатся у него и помогут в дальнейшем чувствовать себя раскованным, творить, рисовать, создавать новые объекты и т.д.

6. Как проходит обучение детей в Современной Школе Дизайна? Что именно дети делают на занятиях?

С детками помладше все проходит в игровой форме – они приходят сюда отдохнуть, расслабиться, в первую очередь, потому натаскивать их на что-то серьёзное сложно и не нужно. Деткам до 10 лет надо дать возможность выплеснуть творческую энергию, иначе она внутри у них будет взрываться. С детьми же постарше у нас более серьёзный процесс обучения - те методики, что мы используем на взрослых, применяем и на детях только в видоизменной форме, с упором на возрастной интерес. Каждый ребёнок вносит свой вклад – если одной девочке интересны бесконечные котики и зайчики, мы найдем, как их обыграть, и это будет смотреться стильно и креативно. Я стараюсь прислушиваться к каждому ребёнку.

Что касается самого наполнения занятий - мы делаем всевозможные макеты, а в конце обучения даже даём простейший мини-проект, например, в прошлом году, мы разрабатывали дизайн чайника. Мы рисовали эскизы, клеили макет и делали простейшие чертежи. Ещё мы делали парк аттракционов, детские площадки. Я работаю с группой в команде - каждый придумывает свой собственный дизайн-объект, потом мы пробуем это увязать во что-то крупное, чтобы каждый из разработанных объектов нашел своё место в общей концепции, том же парке аттракционов. Это определённая ступень к дальнейшему серьёзному взрослению. В таком возрасте не везде встретишь подобные занятия, как правило, дети просто рисуют, т.е. все очень традиционно. У нас не так - всё не тривиально, а креативно и оригинально.

Ещё один плюс - дети слышат в разговоре какие-то профессиональные термины, которые мы употребляем в процессе обучения. Они прислушиваются и сами начинают оперировать понятиями «дизайн», «разработка проекта», «ландшафтный дизайн», «дизайн среды» и «малые архитектурные формы». Важно, когда дети работают с профессионалами, а не просто с людьми, которые учат по методичкам.

7. Какие полезные навыки развиваются у ребёнка во время обучения?

Для детей более младшего возраста это мелкая моторика, что очень важно, аккуратность, необходимая для создания какого-то продукта, забота о своей работе – ребёнок должен ей гордится и любить её. Развивается любовь не только к творчеству, но и к своей личности!

Плюс ко всему, они осваивают то, чему мы учим – это не только рисование, а и основы цвета, цветовые сочетания, основы композиции, азы истории искусств и стилей, смотрят различные картины, делают с них копии, разбирают цветовые взаимоотношения и т.д.

Ещё важные навыки - работа в команде, общение, раскрепощённость, умение выстраивать взаимодействия в группе. У нас нет привязанности к стулу, дети могут свободно перемещаться по аудиториям, чувствовать себя в довольно домашней атмосфере, совсем не как в школе, всё же они приходят сюда не только учиться, но и отвлечься от уроков и отдохнуть за любимым делом.